• Г
  • П
  • К
+7 (499) 390-90-13
Заказать звонок

С точки зрения мозга физические и эмоциональные страдания идентичны

С точки зрения мозга физические и эмоциональные страдания идентичны

Вот он, наш ответ Чемберлену - вернее, всем, кто считает маркетинговую и управленческую психологию камланием для легковерных.

Согласно последним исследованиям, человеческий мозг дает идентичный ответ на физическую и психоэмоциональную боль - происходит возбуждение дорсальной области передней части поясной извилины, выражающее так называемый "страдательный" компонент боли.

Это наглядно доказала группа американских исследователей под руководством Наоми Эйзенберг в работе "МРТ-исследование социального отчуждения".  Они провели простой эксперимент: испытуемые играли в компьютерную игру Cyberball, где надо перебрасываться мячом с двумя партнерами. Наблюдаемые не знали, реальны ли их партнеры или полностью виртуальны. Тем не менее, когда в заданный момент другие игроки "исключали" аватар испытуемого из процесса и начинали бросать мяч только друг другу, человек испытывал страдания социального отчуждения. Более того - после того, как испытуемым сообщали, что другие игроки полностью виртуальны, это лишь слегка уменьшало реакцию мозга, но не исключало ее.

_______________________________________________________________________________

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Таким образом доказано, что физиологические и неврологические реакции непосредственно и глубоко завязаны на социальном взаимодействии - большинство процессов, работающих в фоновом режиме, когда мозг находится в состоянии покоя, направлены на других людей и себя в контексте взаимоотношений.

Это доказывает оправданность затрат на социальные взаимодействия и повышение ощущения ценности людей: например, на разработку систем нефинансовой мотивации сотрудников или программ лояльности и непрямых продаж для клиентов.

Иными словами, формула проста. Хотя часто формальные взаимодействия с людьми имеют основной целью чисто экономическую сделку (труд сотрудника в обмен на деньги или продажа товара за те же деньги), мозг работника или клиента - по-прежнему часть системы социальных взаимодействий. Как и участники эксперимента, чьи аватары игнорировали в Cyberball, люди, чувствующие свою используемость или недооцененность, воспринимают их как ощутимый и болезненный нервный импульс. Большинство людей стараются относиться к этому ощущению рационально, но в качестве защитного механизма ограничивают свою приверженность и участие в процессе, становясь чисто "транзакционными" элементами.